Вся информация об учащихся размещена на сайте с согласия родителей (законных представителей)

Меню сайта
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы образовательным процессом для детей в нашей школе?
Всего ответов: 65
Посещает ли мой ребенок репетитора
Всего ответов: 29
Мой ребенок посещает репетитора и обучается в
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Основы религиозных культур и светской этики

"Внедрение комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в образовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году. Проблемы, решения, перспективы" Материалы научно-практической конференции 6 - 8 июня 2015 года

 

Итоги июньской 2015 г. Всероссийской конференции, посвященной актуальным вопросам реализации третьего этапа учебного курса ОРГСЭ

 

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу ин-формации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основан-ному на знании культурных и религиозных традиций многонацио-нального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и свет-ских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство,  поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

•          общая историческая судьба народов России;

•          единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

•          ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

•          педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

•          системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса,  а также между ними  и другими учебными  предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

•          ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

•          единых требований  к результатам освоения  содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место  комплексного учебного  курса  в учебном  плане.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 2 ч в неделю в. IV четверти в 4 классе и 2 ч в неделю в I четверти в 5 классе.

Основные содержательные модули курса:

•          Основы православной культуры

•          Основы исламской культуры

•          Основы буддийской культуры

•          Основы иудейской культуры

•          Основы мировых религиозных культур

•          Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

 

Основные задачи комплексного учебного курса:

•          знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

•          развитие представлений  младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

•          обобщение знаний,  понятий  и  представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной

истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

•          развитие способностей младших школьников к общению вполиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

•          понимание значения нравственности,  морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

•          формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

•          формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

•          знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

•          укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

 

Требования к личностным результатам:

—        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

—        формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

—        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

—        развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

—        воспитание  доброжелательности   и   эмоционально-нравственной отзывчивости,  понимания  и сопереживания чувствам других людей;  развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

—        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

—        наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

—        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

—        формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачеи условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

—        адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для  решения  различных коммуникативных и познавательных задач;

—        умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

—        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

—        овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

—        готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

—        определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;  адекватно оценивать собственное поведение  и  поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

—        знание,  понимание и принятие обучающимися ценностей:

Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

—        знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

—        формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

—        осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29)   дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

 

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

 

Структура учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (информация для родителей): презентация 1; презентация 2

 

Ознакомиться с учебными модулями курса "Основы религиозных культур и светской этики" для обучающихся 4 класса можно здесь:

 

http://www.orkce.org/

 

Официальный сайт комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики"   

 

 

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Вся информация об учащихся размещена на сайте с согласия родителей (законных представителей) © 2019
Конструктор сайтов - uCoz